Антиконсалтинг
«Все течет — все меняется», таков закон жизни.
Однако, в настоящее время, «все течет — все меняется» не просто быстро, а уж очень быстро. Сегодняшняя ситуация в мире и в стране отличается от той, что была еще осенью или в начале зимы, и кардинально отличается от той, что еще была год назад! Затрагивают все эти изменения экономику и бизнес-деятельность: каждый это уже почувствовал, или начал чувствовать, на себе.
Но, «времена не выбирают….» — в них живут и делают дела, достигают намеченные цели, получают удовольствие от жизни!
И как же быть в «такое время», как себя вести? Другого еще никто не придумал — меняться вместе с «зовом времени».
Таким образом, перед любым руководителем или собственником бизнеса (далее — руководитель) встает актуальная необходимость — меняться самому и вносить изменения в свою бизнес-деятельность. Изменения были нужны всегда — если было желание развить бизнес, вывести его на новый уровень. А «сегодня», насущная причина меняться диктуется подступающим, а кое где уже и наступившим, кризисом. И надо быть реалистом — прогнозы реального положения экономики страны не дают повод для оптимизма. Таким образом, сейчас кардинально меняется «внешняя среда» бизнеса.
Для начала, надо просто выстоять в кризисные времена. То есть «бизнесу» нужно что-то делать такое, что он раньше не делал (как сам руководитель, так и компания). Для того, чтобы просто выстоять в кризис, нужны иметь цели бизнеса за пределами времени кризиса. Это как кораблю, попавшему в шторм — ему надо не просто выстоять, но и после шторма продолжить следование намеченным курсом. А у вас, как у руководителя, есть цель «следования» за пределами шторма (кризиса)? К сожалению, многих такой вопрос ставит в тупик, или самого руководителя «заводит в штормовые процессы».
Часто задается вопрос — а зачем меняться, проводить изменения? Будем просто плыть по течению, куда нибудь и вынесет. Если так, то я думаю, что каждый знает, течение может вынести куда угодно, в том числе и на помойку.
Я думаю, что сейчас уже не возникнет вопрос: А зачем вообще нужны изменения в компании, в подходах ведения бизнеса? Первая причина сегодня, как я уже отмечал выше, — это изменения внешней среды. Ведь почему в начале 90-х годов не выстояли, пришли в упадок и разорились большинство, вроде бы успешных в советские годы, предприятий? Все просто — изменилась внешняя среда вокруг этих предприятий, а они продолжали работать «по старинке», не провели адекватных внутренних изменений, сначала для «выживания» в новых внешних условиях, а потом и для развития, движения вперед. В результате, предприятия или были разорены, даже физически разрушены, или, в результате плачевного финансового состояния, сменили собственника. Прежнее их руководство часто оказывалось просто «на улице».
А что нужно менять? Все по разному, и зависит от реального положения дел. Иногда задают вопрос — а как узнать о реальном положение дел в своем бизнесе? Поверхностное положение дел каждый руководитель в состоянии увидеть сам — это как любой человек в стоянии обследовать и увидеть, что у него происходит с телом, что там есть и чего нет. А вот уже, чтобы увидеть спину, что там есть, нужен инструмент — зеркало. А для того, чтобы увидеть, что происходит с «внутренними органами», нужен сторонний специалист и «анализы». Нет в этом исключения и для бизнеса, тем более, что «лицом к лицу, лица не разглядеть,….»……
А что же может быть в результате изменений? Это могут быть: любые новые процедуры, новая структура, делегирование полномочий, переподчинение подразделений, новые правила взаимодействия, создание нового продукта, оптимизации бизнес-процессов, постановка системы управленческой отчётности, повышении эффективности работы компании в целом. К изменениям также относиться и «новый взгляд» на мир, а также на то, что происходит внутри компании. Внутренние изменения в компании начинаются с внутриличностных изменений, прежде всего — парадигмы мышления. И не только у руководителя, но и сотрудников — для начала, у ключевых сотрудников. Почему это важно? Все поведение человека есть «производное» от его мышления, тех или иных его мыслей, установок и убеждений. И вот это является очень важным, так как это один из ключевых моментов в изменениях — смена парадигмы, вектора мышления. Как показывает опыт, все компании, которые «зависли» в изменениях, не довели их до конца, — не меняли свой вектор мышления. Как можно действовать по-новому, если мыслить по-прежнему, по старому? Да никак! Как говорится: «в старые мехи новое вино не наливают» . Нельзя, имея старый шаблон мышления, действовать по новому и достигать других результатов.
А что будет, если не проводить внутренних изменений в компании, бизнесе?
Да ничего не будет! Ни компании, ни бизнеса, ни людей вокруг Вас….
Вот представьте себе такую картинку — стоите Вы в чистом поле, на растрескавшейся земле, в результате жесточайшей засухи, и рядом с Вами ничего и никого нет…
«Так жить нельзя!» — помните был такой известный фильм Станислава Говорухина?
Итак, Вы как руководитель понимаете, что да, действительно, изменения нужны: «Нужно что-то менять», «Дальше так вести бизнес нельзя!». И если Вы сразу решите («с понедельника») начать изменения, то вы наверняка потерпите поражение. По нескольким причинам, одна из которых, это люди, «ваши люди» (сотрудники). Почему? Все просто — любые изменения в компании нарушают привычный ритм «жизни компании», принятый уклад и комфортность сотрудников. Люди, сотрудники, начинают сопротивляться. Сопротивляются, потому что не знают, что их ждет после этих изменений. У людей есть страх изменений. Они могут боятся того, что им будет хуже. Неизвестность всегда страшит.
Какие причины сопротивления изменениям могут быть у сотрудников? Самые разные! Например:
1) В результате изменений повысятся требования к квалификации, и к более качественному исполнению служебных обязанностей, — а сотрудник к этому не готов.
2) Разные виды страхов:
а) простой страх перед новым: сотрудник привык шаблонно решать те или иные задачи, имеет определенный стереотип мышления. Консервативному человек бывает очень трудно приспособиться к изменениям.
б) опережающий страх собственной некомпетентности: человек, как специалист не уверен в себе, и думает, что в результате внедрения новшеств не сможет «вписаться» в новые реалии.
в) страх потерять налаженные и привычные социальные связи как внутри компании, так и вне ее — часто, в результате изменений, меняются налаженные схемы взаимодействия, возникает необходимость налаживать новые социальные отношения и т.п.
«Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка это флаг корабля. Капитан, капитан, подтянитесь, » — помните слова припева песни И.Дунаевского? В них отражен очень глубокий смысл: проведение собственно изменений в компании начинается задолго до «самой компании». Как бы это не хотелось «первому лицу» бизнеса, изменения начинаются с него самого. Что это значит? Вы, как лидер бизнеса, как капитан корабля под названием «бизнес» должны четко для себя представлять «порт назначения», куда Вы должны привести свой корабль (бизнес) через определенное время, проложить курс для корабля (с возможными гаванями захода) и подобрать себе соответствующую команду. А кроме того, Вы как личность, как человек, должны иметь соответствующий настрой, энергетический заряд, высокую уверенность в своих силах и в реализации намеченных планов.
Даже профессиональная команда, обладающая высокими компетенциями, может в шторм (кризис) впасть в панику. И только спокойствие, уверенность капитана, может быстро вернуть команде настрой, уверенность в своих силах, слаженность в работе, и, как правило, выстоять в шторм (кризис) и двигаться далее, заданным курсом. Ведь известно, что поведение руководителя оказывает прямое влияние на эмоциональный климат, настрой в команде. И поэтому, руководитель должен быть образцом подражания для всех членов команды, коллектива организации. Помните всегда: «Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка это флаг корабля»!
Руководитель должен иметь хорошую психологическую устойчивость. И помнить, что поведение психологически устойчивой личности осуществляется в целом по следующей схеме: задача — актуализируемый ею мотив — осуществление действий, ведущих к его реализации,- осознание трудности — негативная эмоциональная реакция — поиск способа преодоления трудности — понижение силы отрицательных эмоций — улучшение функционирования (движение к цели). Схема поведения у психологически неустойчивой личности: задача-мотив — осуществление действий, ведущих к его реализации,- осознание трудности — негативная эмоциональная реакция — хаотические поиски выхода — усугубление осознаваемых трудностей — возрастание негативных эмоций — ухудшение функционирования — понижение мотивации или оборонительная реакция (задача не сделана, цель не достигнута, бизнес обанкротился).
Пусть для Вас, образом психологической устойчивости будет простая детская игрушка — «Ванька-Встанька». У многих она была, и было интересно смотреть — куда бы мы не наклоняли ее, как бы не роняли — она всегда вставала в вертикальное положение.
Итак, для начала надо определиться с курсом (целью) бизнеса, провести осмотр (диагностику) своего корабля (бизнеса) (и если надо — провести ремонт корабля (оптимизировать бизнес-процессы и т.п.) и посмотреть на свою команду (свой коллектив). Вопрос команды всегда очень важный, так как бизнес делают люди — даже станки без людей не работают. Руководителю, надо оглянуться «вокруг себя», посмотреть, что за «люди» его окружают, «кто они?», как они появились в компании, что хотят, будут ли идти за ним, в эти не простые времена для его бизнеса? И если пойдут, то почему?
Мы, как эксперты, вместе с собственниками и менеджерами предприятия помогаем ставит конкретные, измеримые, локальные SMART цели и непосредственно участвует в их достижении.
В рамках услуги Антиконсалтинг мы предлагаем:
1. Формирование эмоциональной устойчивости руководителя.
2. Формирование целей и задач команде.
3.Разработка новой модели эффективного мышления.
4. Выявление сопротивлений коллектива и их «приручение»
5. Формирование и развитие точек опоры для движения команды.
6. Формирование «коллективного духа» компании на достижение поставленных целей.
Все конкретно, все измеримо. Победа будет за вами!
Сначала Вера в себя и компанию, потом Действия компании, и затем — желаемый Результат!