Коммуникационный айсберг при взаимодействии коуча и клиента

Коммуникационный навык является одним из важнейших для коуча.
Данный навык, как и любой другой, можно представить в виде айсберга. Верхушка айсберга представляет собой часть работы коуча, которая видна клиенту. Например к верхушке айсберга можно отнести умение задавать вопросы, их качество, последовательность  и т.п. Но много в коммуникационном навыке скрыто от взгляда клиента. И мало в каких школах коучинга учат этой, невидимой для клиента, работе коуча.
Например, в школе системно-интегративного коучинга большое внимание уделяется как видимой, так и не видимой части «коммуникационного айсберга» при взаимодействии коуча и клиента.

Умение держать паузу я бы разместил на границе видимой и невидимой части «коммуникационного айсберга» .

«Держа паузу» коуч предоставляет возможность «говорить» клиенту. Пауза «создает» в контакте ощущение неторопливости, продуманности и важности происходящего. Опытный коуч осознает значение паузы и никогда не спешит задать вопросы далее. Пауза позволяет подчеркнуть значимость того, что было высказано словами, необходимость их осмыслить и понять.

Пауза очень нужна когда у клиента пошел «поток работы». И коучу просто необходимо это поддержать паузой, даже физически покинуть пространство (отойти в сторону). Так как в определенные моменты такого «потока работы клиента» коуч своим близким присутствием может даже  помешать клиенту.

Бывают моменты когда клиент «не хочет» отвечать на вопрос коуча и «как бы» ждет следующего вопроса. И здесь очень важно «выдержать» паузу. И в такие моменты время паузы  может восприниматься по разному, по особому. 30-60-90 секунд молчания могут восприниматься как вечность.

И я, как коуч, осознаю, что чрезмерная, длительная пауза может вызвать у клиента тревогу, спровоцировать агрессию. Допустимая длительность паузы зависит как от стадии взаимодействия с клиентом, так и от его состояния. Паузой нужно уметь управлять. Иногда клиент, чтобы избежать паузы стремиться заполнить ее «пустой» болтовней. «Увидев» это, коучу разумно при очередной паузе предложить клиенту просто помолчать, сосредоточиться на внутренних переживаниях. Тем самым молчание получает «другое звучание» — для обращения фокуса внимания на внутренний опыт (ощущения, эмоции, образы, мечтания) необходимо время, и пауза в данном контексте просто необходима. Полезно это и коучу— послушать свои отклики: в мыслях, эмоциях, в телесных реакциях.

Пауза также бывает необходима и для того, чтобы осмыслить то, что уже произошло, суммировать полученное, подумать о последствиях, осмыслить и пережить полученные клиентом открытия. Образно говоря сделать такой «выдох».

Молчание также может сигнализировать о том, что клиент приближается к неприятной, очень болезненной и злободневной для него сфере, вопросу, задаче. Коуч в такие моменты своим молчанием может давать посыл клиенту о том, что он внимателен к нему, или о том, чтобы о сказанном он еще больше подумал, может быть для большего эффекта двигаться надо не так быстро.

Молчание может быть инструментом:  усиления происходящего; усиления защитных механизмов; проявления паттернов поведения.

Молчанием можно выразить чувства поддержки клиенту в момент переживания негативных эмоций. То есть молчание как сострадание.

Паузы и молчание являются прекрасным инструментом невербального дополнения или модификации к своему вербальному сообщению.

А то, что находиться в подводной части «коммуникационного айсберга», и на что большое внимание уделяется в школе  СИ-коучинга ,  об этом я расскажу в следующий раз.

Рабочая тетрадь по развитию осознанности (осознанность как навык) 3.0.

Рабочие материалы  коуча по теме «Семейные отношения. Мужчина и Женщина»

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Написать комментарий