Партнерство в коуч-сессии: равенство реальное или мнимое?

Тема актуальная, решил снова опубликовать данный пост.

В каждой школе коучинга учат, что взаимодействие между коучем и клиентом строятся на партнерской основе. Что это значит? Вкратце это то, что стороны договариваются о своих обязанностях и правах, сферах и мерах ответственности, договариваются о формате взаимодействия, его корректировке, оплате и другие организационно-правовые моменты.

Подразумевает ли партнерство равенство? Ведь даже в бизнесе формально есть разные уровни партнеров: управляющий, старший, младший партнер. И у каждого такого уровня есть свои права, обязанности, ответственность, уровни вознаграждения. То есть партнерство это не получение равенства во всем.

Рассмотрим один из этапов коучингового взаимодействия — коуч-сессию. Важный этап, самый сущностный из взаимодействия. Если здесь реальное равенство или нет?  Если на языке бизнеса, то у коуча и у клиента по 50 процентов акций, или у кого-то больше, а у кого то меньше.

Начинается коуч сессия, взаимодействуют 2 человека. Два человека уже образуют социальную систему. Система имеет всегда свои цели. Чтобы система достигла своих целей, она должна быть управляемая. Кто управляет системой? Если один из двух уже управляет системой, то второй уже есть управляемый  объект управления. В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно является функцией организованных систем любой природы и сложности и связано по своей сути с определенным воздействием управляющего субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления) с целью решения задач, стоящих перед системой, элементами которой они являются, обеспечения ее должной организации и необходимого режима функционирования.

Мое допущение, что именно коуч управляет коуч-сессией. Как это происходит? Коуч формирует и поддерживает структуру и этапность коуч-сессии. Коуч формирует пространство коуч-сессии. Задавая вопрос, коуч в разной степени, но оказывает влияние на то, какой может быть ответ, или в каком направлении начнет думать клиент. В зависимости от ситуации, коуч задает или направляющие, или нейтральные вопросы. И опытный коуч знает, что особо эффективны направляющие вопросы в тех случаях, когда надо «подвести черту» при затянувшемся обсуждении, принять окончательное решение, завершить сессию, или ее этап.

Все это — не управление ли?

Это только часть методов управления при коуч-сессии, со стороны коуча.

Так если равенство в коуч-сессии? Я этим не говорю, что коуч ставит себя выше клиента, речь не об этом. Речь об управлении. Опытный коуч всегда ставит себя «не выше» клиента, но управляет процессом.

Партнерство есть, а равенства нет!

Для чего написал?
А чтобы не было иллюзий: ни у коучей, ни у клиентов.

А каково Ваше мнение?

Рабочая тетрадь по развитию осознанности (осознанность как навык).

ЛИФТ-КОУЧИНГ

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

комментария 4 “Партнерство в коуч-сессии: равенство реальное или мнимое?”

  1. Алексей Мишин:

    Подумалось мне — а почему партнерство это обязательно равенство?

  2. Алексей Мишин:

    мне кажется есть смешение здесь — партнерство и управление.
    Если клиент внутренне согласен с тем, что коуч управляет коуч-сессий, но мне кажется партнерство не нарушается никак

  3. Юлия Чухно:

    Юрий, мне кажется, что путаница происходит на уровне понятий «партнерство» и «равенство». Партнерство в коучинге — это объединение людей с заведомо разной экспертизой. Экспертиза клиента — в понимании своих потребностей и контекста, в котором он живет и работает. Экспертиза коуча — в умении фасилитировать и организовывать процесс самообучения другого человека, чтобы он мог выйти из своего контекста в мета-позицию и задействовать те свои способности, возможности и ресурсы, которые он не подключает, будучи погруженным в контекст.
    Я бы сказала, что равенство в коучинге проявляется в уважении к экспертизе клиента и его способности самостоятельно думать, делать выводы и принимать правильные для него решения. Как только коуч начинает думать, что у него есть лучшее решение, чем у клиента, и начинает задавать «наводящие» вопросы, это ведет к изменению формата отношений в сторону тренинга, консалтинга, наставничества, но не кочинга.
    Что касается управления, то коуч управляет процессом по заданию клиента — для этого в начале сессии они совместно формулируют цели сессии и индикаторы их достижения. Так что здесь речь идет о делегировании коучу клиентом функции внешнего управления фокусом внимания, чтобы достичь более глубокого погружения в нужную тему. Именно поэтому коуч — это мастер процесса.

  4. Юрий:

    Юлия, спасибо за обстоятельный комментарий. Еще немного добавлю.
    1. Конечно многие смешивают эти два понятия: «партнерство» и «равенство».
    2. Я специально сфокусировал внимание на части коучингового взаимодействия — на коуч-сессии.
    3. «Наводящие» вопросы разве всегда идут от экспертной позиции коуча? Разве некоторые наводящие вопросы не помогают большой фокусировке клиента на чем-то?
    4. Коуч управляет по заданию клиента. Конечно. И управляет коуч и по заданию и, в интересах клиента.

Написать комментарий