Следование за интересом в коучинге. Ловушка для коуча.

Данный пост написан по мотивам обсуждения на одной супервизионной мастерской.
После проведения открытой коуч-сессии с реальным клиентом (коуч выбирал желающих из зала), состоялось обсуждение на основе коучинговых компетенцией по проекту профессионального стандарта «Коуч».
Остановлюсь на одном моменте — «следование за интересом клиента». В стандарте он «зашит» (по моему мнению) в нескольких положениях: «помогает клиенту чётко сформулировать цели и измеримые показатели достижения целей для цикла сессий и каждой сессии,….отслеживает прогресс клиента в направлении поставленных целей, помогая клиенту при необходимости уточнять, углублять и переформулировать цели в ходе сессии..».
В начале коуч-сессии клиент озвучил свой запрос, сформулировали цели на сессию. Началась «работа».  В завершении коуч-сессии клиент получил результат, остался доволен взаимодействием с коучем, наполнился энергией и позитивом.
Так в чем же интрига? Интрига в том, что клиент получил совсем другой результат, далекий от запроса и целей на сессию. И что, скажут некоторые? Клиент же получил результат, остался доволен? А то, что не достигли тех целей и результата которые ставили на сессию, то коуч «шел» за интересом клиента. Коуч же не может «не идти» за интересом клиента. Об этом и были высказывания отдельных коллег. Все правильно. Идти за интересом клиента положено и в психотерапии, да и в продажах. Помните, как в том анекдоте: пришел мужчина в магазин за средствами гигиены для жены, а в результате купил еще лодку, снаряжение для рыбалки и ушел с намерением обязательно поехать рыбачить. В этом и есть ловушка для коуча.
В чем отличие, по крайней мере в коучинге, следовать за интересом клиента, для меня? Я следую за интересом клиента осознанно и помогаю ему осознанно двигаться к его результату. Что это означает? При начале очередной сессии клиент озвучивает свой запрос (даже если тема была согласована и оговорена заранее), мы формулируем цель работы на сессию и желаемый результат (все как обычно). В ходе коуч-сессии, если у меня возникает гипотеза, что клиент отклоняется от первоначального запроса и «уходит» в сторону, я начинаю прояснение. Напоминаю клиенту о том, как были сформулированы запрос и цель на сессию. Мы сейчас с вами об этом? Если клиент отвечает,- да, все именно так, мы именно об этом сейчас. Если клиент осознает, что он «ушел в сторону», отклонился от «линии запроса», то он сам выбирает,- продолжить дальше или вернуться к первоначальному запросу. Если клиент выбирает, что ему важно продолжить дальше, исходя из того, что ему интересно сейчас, — тогда я «возвращаюсь» в начало сессии и переформулирую запрос, цели и результат на сессию, — исходя из нового видения и желания клиента. Об этом говориться и в стандарте «…помогая клиенту при необходимости уточнять, углублять и переформулировать цели в ходе сессии..».  На этом, в частности, также акцентируют внимание слушателей и  при обучении  в школе СИ-коучинга.
Как выяснилось, такого же подхода придерживаются и мои опытные коллеги, — они  рассказали об этом в ходе обсуждения продемонстрированной сессии.
А как у вас, друзья?

Персональный коучинг по формированию технологии эффективной деятельности

Рабочая тетрадь по развитию осознанности (осознанность как навык).

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Написать комментарий