В начале августа позвонил мне бывший клиент. Давно мы не общались, — коучинговое взаимодействие закончили более 3 лет назад. Персональный коучинг с клиентом был длительный (более года), несколькими «сериями»: прорабатывали как вопросы бизнеса (его систематизации, развития, открытие нового), так и развитие личных и управленческих компетенций, вопросы гармонизации семейных отношений.
Клиент позвонил с просьбой — нужна коуч-сессия. И как можно скорее. Договорились встретиться через пару дней.
При прояснении запроса, во время встречи, выяснилось, что клиент «входит» в новый бизнес и хочет в результате нашей встречи «внести ясность в процесс организации производства и торговли продукцией деревообработки» и сделать укрупнённую схему «технологической цепочки» данных процессов. Замечу в «скобках», что клиент специалист в другой области, но имеет определенное представление о самом процессе.
После прояснения запроса клиента я немного «завис», — и уже у меня к нему возник вопрос: «А коучинг то здесь причем?» — «Я ведь не специалист по деревообработке? Здесь тебе нужен, в большей степени, не коуч, а специалист-технолог». На что я получил от клиента интересный ответ: я знаю, что Вы, своими «вопросами на осознанность» позволите мне самому «все выстроить», а кроме того, Вы имеете определенный опыт в бизнесе, знаете все как это «работает»………
Обратившись ко мне с таким запросом, клиент даже и не предполагал, что я имею определенный опыт работы в лесной промышленности и деревообработке – в средине 80-х я почти 2 года проработал научным сотрудником в проектном институте лесной промышленности. «Ножками» «прочувствовал» всю технологическую цепочку заготовки и обработки – от лесосеки (при минус 25, что повезло) до нижнего склада, цехов деревообработки и крупных лесоперевалочных баз. Так что определённое представление о предмете «разговора» имел.
Ну что ж, поехали…. Стали постепенно с клиентом прояснять: что сейчас происходит, какие ресурсы по видам и объемам сейчас есть, что надо еще приобрести и в какие сроки, почему этот вид бизнеса важен лично для клиента, что это дает и может дать в результате, какова должна быть последовательность и каких действий, в какие сроки, и некоторые другие вопросы.
Итак, шага за шагом «туман рассеялся», клиент «пришёл» к четкому плану своих действий в определенные сроки. Работали с клиентом 1,5 часа, — хотя первоначально, из сложности задачи планировали 2 часа (но не более). В системно-интегративном коучинге для работы с такми запросами даже есть специальная сессия по формирование ТЭДа (технологии эффективной деятельности), которую я тоже использую в своем взаимодействии с клиентом.
В этом и заключается эффективность коучинга, что коуч помогает клиенту Самому выстроить свою «дорожную карту» для достижения поставленной цели.
Чем поучителен этот кейс для меня?
Первое. «Старому» клиенту надо «больше» доверять — в части того, коучинговый запрос или нет. Клиент уже знает возможности коуча и результаты работы с ним. И как вы помните, клиент сам в начале встречи мне об этом сказал.
Второе. Сейчас нередко, да идет спор, должен ли коуч быть экспертом в той теме, к которой относится запрос клиента. Одни коллеги и клиенты говорят, что да, — коуч должен быть экспертом. Другие – нет, коуч должен быть экспертом только в самом процессе коучинга. Истина, как говорят на Востоке, видимо лежит посредине.
В данном конкретном случае помогла ли мне определенная экспертиза в теме клиента, при работе над его запросом? Думаю, что да, так как позволила задать клиенту более глубокие и специфические вопросы, что привело к результату сессии, которым клиент оказался очень доволен (его отзыв).
Предлагаю руководителям и собственникам бизнеса:
Персональный коучинг по формированию технологии эффективной деятельности
Рабочая тетрадь по развитию осознанности (осознанность как навык)3.0.
почта: ymgurin@gmail.com; тел. +7 917 573 80 72