Executive-коучинг. Уроки ФК «Уралсиб»

Вчера, 20 мая, деловая газета «Ведомости» опубликовала статью «Дело веры: как эзотерические практики помешали развиваться ФК «Уралсиб». Доверие, созидание и любовь стали компании интереснее, чем риски, издержки и прибыль».

В статье отмечается, что «Личностный рост, саморазвитие, онтологический менеджмент, онтология управления здоровьем и прочие эзотерические практики съели бизнес ФК «Уралсиб»». Автор обращает внимание, что у ФК уже несколько лет накапливалось ухудшение бизнес-показателей деятельности. И вместо того, чтобы сфокусироваться на издержках и прибыли, руководство ФК группы делает акцент на другом: «ее бизнес перестраивается «на модель социального предпринимательства», в основе которого «стремление к высшим идеалам и непреходящим ценностям: доверию, созиданию, любви». А вся система управления модернизируется с целью «внедрения личностных параметров в менеджерское мышление». Это обещало всем сотрудникам «более высокую ступень развития» и «удержание фокуса внимания на благородных мотивах поведения».»
Так что получается — на развитие человека в организации нельзя ориентироваться? Это приведет к «краху» организации?

Опираясь на свою коучинговую практику в Executive-коучинге, а также имея «за плечами» почти 30 летнюю практику управления людьми (от 3 до 105 человек в проектных группах и разных «трудовых коллективах») могу предположить, что здесь злую шутку с ФК «Уралсиб» сыграла «известная» российская забава: сначала гнем палку в одну сторону (жесткий авторитаризм в управлении) пока не треснет, затем в другую (излишняя демократичность и попустительство, «не человек (сотрудник) для бизнеса, а бизнес для человека (сотрудника)»).

Лично я давно (еще с комсомольской школьной работы) придерживаюсь ценности человека как такового, уважения к человеку, умение видеть его потребности и мотивы при работе, учитывать «человеческий» фактор при организации работы. Я всегда с сотрудниками выстраивал партнерские отношения. В тоже время, партнерские, не значит равные. Видеть в сотруднике личность, человека, — все это должно помогать достижению бизнес-задач, бизнес-целей организации, а не идти им в ущерб. Выстраивая с сотрудником партнерские отношения (а это и разделение не только сфер деятельности, но и ответственности за результат), я видел, — а готов ли к такому сам конкретный сотрудник. И скажу — не все к такому взаимодействию готовы, многим проще быть «винтиком»: сказали — сделал, не сказали — не сделал.

Возможно, что руководство ФК «Уралсиб» надеялось, что в результате личностного роста, саморазвития сотрудников, они начнут сами более «производительно работать» и выведут компанию из кризиса…

Иногда встречаю мнение коллег- коучей, консультантов, что сотрудник в организации это прежде всего человек со своими ценностями, потребностями, желаниями, и т.п., и его нужно чуть ли не «на руках носить». Что он сам по себе важнее, чем то, для чего он нужен организации. При executive-коучинге выяснятся, что некоторые руководители, начитавшись такого, начинают уж очень сильные «заигрывания» с персоналом на эту «тему».  Интересно, такие коллеги когда-нибудь управляли отделами, департаментами, решали бизнес-задачи через управление сотрудниками?

Как бы там не было цинично, но человек, сотрудник (как его не назови: кадры, персонал, человеческий ресурс, или человеческий капитал) с точки зрения организации призван прежде всего обслуживать ее (организации) интересы. Организация (ее законы, потребности, цели) первична по отношению к сотруднику, и этим все сказано.

В таких случаях мне всегда вспоминается, прочитанное еще в советское время, кажется в журнале СО АН СССР «ЭКО» (Экономика и организация промышленности): японского бизнесмена спрашивают, вот вчера был очень сильный ливень, и вы для сотрудников вечерней смены заказали несколько автобусов, чтобы они развезли их по домам. Какой вы оказывается заботливый человек, чуткий руководитель… Как я понимаю, ответ руководителя огорошил корреспондента: все просто, мне ВЫГОДНО потратится на автобусы, чтобы люди не попали под дождь и не заболели и завтра снова вышли на работу. Если они попадут под дождь, часть из них простудиться и заболеет. Вследствие этого я больше потеряю на оплате больничных и от простоя оборудования.

Что из всего это следует? В современном бизнес-мире, где сотрудник, человек конечно очень важен сам по себе (с его ценностями, желаниями), должен находиться баланс интересов и организации и сотрудника(ов). Но при нахождении этого баланса разумно исходить из интересов бизнеса, решение задач бизнеса. Так как не будет этого бизнеса, не будет и человека в этом бизнесе.

Executive-коучинг и   Командный коучинг  по технологии СИ-коучинга 

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Написать комментарий

Show Buttons
Hide Buttons