Executive-коучинг. Сотрудник. Что первично: человек или ресурс?

Некоторые компании, сталкиваясь с ухудшением бизнес-показателей деятельности, рещают делать так: «бизнес перестраивается «на модель социального предпринимательства», в основе которого «стремление к высшим идеалам и непреходящим ценностям: доверию, созиданию, любви». А вся система управления модернизируется с целью «внедрения личностных параметров в менеджерское мышление». Это обещает всем сотрудникам «более высокую ступень развития» и «удержание фокуса внимания на благородных мотивах поведения»» (пример ФК «Уралсиб» — несколько лет назад). 

Приведет ли «такое» с улучшению бизнес-показателей деятельности компании? Как показал опыт ФК «Уралсиб» — не привело. 
Так что получается — на развитие человека в организации нельзя ориентироваться? Это приведет к «краху» организации?

Опираясь на свою коучинговую практику в Executive-коучинге, а также имея «за плечами» почти 30 летнюю практику управления людьми (от 3 до 105 человек в проектных группах и разных «трудовых коллективах») могу предположить, что здесь злую шутку с ФК «Уралсиб» сыграла «известная» российская забава: сначала гнем палку в одну сторону (жесткий авторитаризм в управлении) пока не треснет, затем в другую (излишняя демократичность и попустительство, «не человек (сотрудник) для бизнеса, а бизнес для человека (сотрудника)»).

Лично я давно (еще с комсомольской школьной работы) придерживаюсь ценности человека как такового, уважения к человеку, умение видеть его потребности и мотивы при работе, учитывать «человеческий» фактор при организации работы. Я всегда с сотрудниками выстраивал партнерские отношения. В тоже время, партнерские, не значит равные. Видеть в сотруднике личность, человека, — все это должно помогать достижению бизнес-задач, бизнес-целей организации, а не идти им в ущерб. Выстраивая с сотрудником партнерские отношения (а это и разделение не только сфер деятельности, но и ответственности за результат), я видел, — а готов ли к такому сам конкретный сотрудник. И скажу — не все к такому взаимодействию готовы, многим проще быть «винтиком»: сказали — сделал, не сказали — не сделал.

Возможно, что руководство «таких компаний» надеятся, что в результате личностного роста, саморазвития сотрудников, они начнут сами более «производительно работать» и выведут компанию из кризиса…

Иногда встречаю мнение коллег- коучей, консультантов, что сотрудник в организации это прежде всего человек со своими ценностями, потребностями, желаниями, и т.п., и его нужно чуть ли не «на руках носить». Что он сам по себе важнее, чем то, для чего он нужен организации. При executive-коучинге выяснятся, что некоторые руководители, начитавшись такого, начинают уж очень сильные «заигрывания» с персоналом на эту «тему».  Интересно, такие коллеги когда-нибудь управляли отделами, департаментами, решали бизнес-задачи через управление сотрудниками?

Как бы там не было цинично, но человек, сотрудник (как его не назови: кадры, персонал, человеческий ресурс, или человеческий капитал) с точки зрения организации призван прежде всего обслуживать ее (организации) интересы. Особенно это актуально сегодня, в условиях спада экономики, вызванного падением цен на нефть и мерами против пандемии.  Организация (ее законы, потребности, цели) первична по отношению к сотруднику, и этим все сказано. 

В таких случаях мне всегда вспоминается, прочитанное еще в советское время, кажется в журнале СО АН СССР «ЭКО» (Экономика и организация промышленности): японского бизнесмена спрашивают, вот вчера был очень сильный ливень, и вы для сотрудников вечерней смены заказали несколько автобусов, чтобы они развезли их по домам. Какой вы оказывается заботливый человек, чуткий руководитель… Как я понимаю, ответ руководителя огорошил корреспондента: все просто, мне ВЫГОДНО потратится на автобусы, чтобы люди не попали под дождь и не заболели, и завтра снова вышли на работу. Если они попадут под дождь, часть из них простудиться и заболеет. Вследствие этого я больше потеряю на оплате больничных и от простоя оборудования.

Что из всего это следует? В современном бизнес-мире, где сотрудник, человек конечно очень важен сам по себе (с его ценностями, желаниями), должен находиться баланс интересов и организации и сотрудника(ов). Но при нахождении этого баланса разумно исходить из интересов бизнеса, решение задач бизнеса. Так как не будет этого бизнеса, не будет и человека в этом бизнесе.

Executive-коучинг и   Командный коучинг  

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Написать комментарий