Одним из частых запросов в коучинге, при индивидуальной работе с клиентом, бывает запрос на повышение уверенности в себе, на повышение своей самооценки.
Существуют разные определения термина самооценка, иногда даже почти противоположные. Констатирую только то, что адекватная, ригидная самооценка позволяет вести эффективную деятельность, эффективно общаться, снизить до минимума количество внешних и внутренних конфликтов. Отмечу также, что человек с адекватной самооценкой терпим, толерантный, допускает наличие у оппонентов мнений, отличных от его собственных.
Что касается уверенного поведения, то одним из начальных шагов по его формированию является расширение границ сознания. Для этого необходимо сделать как минимум следующее:
1. Избавиться от «автоматизмов» в защите своих представлений о правильном и неправильном.
2. Не возводить в «абсолют» понятия, ценности, убеждения, верования, идеалы, цели, надежды, действия, побуждения.
3. Осознавать свои истинные потребности и мотивы, сверять с этим свои действия.
4. Научиться признавать и исправлять свои ошибки; уметь извлекать из них ценные уроки.
5. Полюбить себя и других (ведь другая крайность- ненавидеть себя и других).
6. Внимательно относиться к тому, что вы отстаиваете.
Необходимо отметить, что уверенность, уверенное поведение основывается на вере человека в то, что он сможет сделать задуманное. И это связано с тем, что человек верит в то, что он сможет применить свои имеющиеся навыки для достижения поставленной цели. Уверенность, уверенное поведение всегда привязано к контексту, к конкретной ситуации и исходя из этого, это боле узкое понятие, чем самооценка.
Мой опыт, и опыт моих клиентов свидетельствует, что уверенность, уверенное поведение также является следствием осознанности, владение осознанностью на уровне навыка.
Одним из маркеров неуверенного поведения является агрессивность.
Тесно связано с самооценкой и уверенным поведением такое понятие как психологическая зрелость. Есть такие понятия как физический возраст (по паспорту), биологический возраст (критерий состояния здоровья ). Есть понятие физиологической и половой зрелости (в процессе роста и развития человек достигает характерных особенностей в строении организма и функционировании своих систем).
А кроме этого есть еще понятие психологической зрелости. Психологическая зрелость — полное, состоявшееся психологическое развитие человека, свободное и гибкое пользование основным личностным инструментарием. Психологическая зрелость — умение адекватно вести себя в конкретных ситуациях. Чем характеризуется психологическая зрелость покажу «от противного» — то есть через то, что такое «психологическая незрелость»
слабый уровень умения «Быть самопричиной», то есть в разных жизненных ситуациях руководствоваться своими ценностями, установками и убеждениями, морально-этическим нормами, и уметь при этом соотносить их с нормами того или иного общества, или сообщества;
низкий уровень осознанности своих действий и ответственности за них и в целом за свою жизнь. Большинство времени человек находиться в позиции «Жертвы»;
слабая толерантность к восприятию чужого мнения на основе понимания относительности как своих знаний, так и относительности знаний других людей;
низкий уровень эмоционального интеллекта;
в рациональной сфере: кто кем управляет — мысли мной или я мыслями?
Как правило — управляют мысли.
С такими запросами (повышение самооценки, формирование уверенного поведения) я работаю используя различные упражнения и практики, с учетом индивидуальных особенностей человека.
С чего начать?
С персонального коучинга, на основе индивидуальной программы, и упражнений из Рабочей тетради по развитию осознанности (осознанность как навык)3.0