Персональный коучинг. О самооценке и уверенности

Одним из частых запросов в коучинге, при индивидуальной работе с клиентом, бывает запрос на повышение уверенности в себе, на повышение своей самоо­ценки.
Существуют разные определения термина самооценка, иногда даже почти противо­положные. Констатирую только то, что адекватная, ригидная самооценка позво­ляет вести эффективную деятельность, эффективно общаться, снизить до мини­мума количество внешних и внутренних конфликтов. Отмечу также, что чело­век с адекватной самооценкой терпим, толерантный, допускает наличие у оппонентов мне­ний,  отличных от его собственных.

Что касается уверенного поведения, то одним из начальных шагов по его фор­мированию является расширение границ сознания. Для этого необходимо сде­лать как минимум следующее:
1. Избавиться от «автоматизмов» в защите своих представлений о правильном и неправильном.
2. Не возводить в «абсолют» понятия, ценности, убеждения, верования, идеалы, цели, надежды, действия, побуждения.
3. Осознавать свои истинные потребности и мотивы, сверять с этим свои дей­ствия.
4. Научиться признавать и исправлять свои ошибки; уметь извлекать из них цен­ные уроки.
5. Полюбить себя и других (ведь другая крайность- ненавидеть себя и других).
6. Внимательно относиться к тому, что вы отстаиваете.

Необходимо отметить, что уверенность, уверенное поведение основывается на  вере человека в то, что он сможет сделать задуманное.  И это связано с тем, что человек верит в то, что он сможет применить свои имеющиеся навыки для достижения поставленной цели. Уверенность, уверенное поведение всегда привязано к контексту, к конкретной ситуации и исходя из этого, это боле узкое понятие, чем самооценка.

Мой опыт, и опыт моих клиентов свидетельствует, что уверенность, уверенное поведение также является следствием осознанности, владение осознанностью на уровне навыка.
Одним из маркеров неуверенного поведения является агрессивность.

Тесно связано с самооценкой и уверенным поведением такое понятие как психо­логическая зрелость. Есть такие понятия как физический возраст (по паспорту), биологический возраст (критерий состояния здоровья ). Есть понятие физиоло­гической и половой зрелости (в процессе роста и развития человек достигает ха­рактерных особенностей в строении организма и функционировании своих си­стем).
А кроме этого есть еще понятие психологической зрелости. Психологическая зрелость — полное, состоявшееся психологическое развитие человека, свобод­ное и гибкое пользование основным личностным инструментарием. Психологи­ческая зрелость  — умение адекватно вести себя в конкретных ситуациях. Чем ха­рактеризуется психологическая зрелость покажу «от противного» — то есть че­рез то, что такое «психологическая незрелость»
 слабый уровень умения «Быть самопричиной», то есть в разных жизненных ситуациях руководствоваться своими ценностями, установками и убеждениями, морально-этическим нормами, и уметь при этом соотносить их с нормами того или иного общества, или сообщества;
 низкий уровень осознанности своих действий и ответственности за них и в целом за свою жизнь. Большинство времени человек находиться в позиции «Жертвы»;
 слабая толерантность к восприятию чужого мнения на основе понимания относительности как своих знаний, так и относительности знаний других лю­дей;
 низкий уровень эмоционального интеллекта;
 в рациональной сфере: кто кем управляет — мысли мной или я мыслями?
Как правило — управляют мысли.

С такими запросами (повышение самооценки, формирование уверенного поведения) я работаю используя различные упражнения и прак­тики, с учетом индивидуальных особенностей человека.

С чего начать?

С персонального коучинга, на основе индивидуальной программы, и упражнений из  Рабочей тетради по развитию осознанности (осознанность как навык)3.0

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Написать комментарий